§ 2. НАРОДНОЕ ДРАМАТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Наряду с другими фольклорными жанрами видное место в молдавском устном народном творчестве занимает народное драматическое искусство, зародившееся в глубокой древности я бытующее в Молдавии, на Буковипе и в Одесской области УССР. Время постоянно вносило и вносит коррективы в этот вид народного искусства, обогащает его новыми мотивами, отражающими новую жизнь, новое мировоззрение.
Репертуар молдавской народной драматургии многообразен. Здесь произведения, рассказывающие о борьбе против непознанных сил природы, о покорении и поклонении животному миру, многовековой борьбе с иноземными поработителями и местными эксплуататорами — боярами, кулаками, помещиками и попами. Присущи народной драме и антирелигиозные мотивы. Бичующая сатира, едкий смех и юмор — грозное оружие, которое сопровождало народную драматургию на протяжении тысячелетий.
Простейшие элементы молдавской народной драмы можно проследить в ее первоначальных формах типа игрищ (жокул враматизат) и типа ряжения (драматизаря популарэ). Из-за сатиры и юмора в адрес эксплуататорских классов народной драматургии не придавалось должного внимания. Отдельные сведения о первоначальных народных театральных формах имеются в воспоминаниях иностранных путешественников XVI—-XVIII вв. Так, например, П. Алеппский встречал в селах группы ряженых, которые, заходя в дома, разыгрывали различные представления14. О молдавских обычаях, своеобразных народных драматизированных представлениях типа «Турки» рассказывает в «Описании Молдавии» Д. Кантемир.
На протяжении веков выступления народных «актеров» преследовались церковниками и господарями. По «Правилам», специально утвержденным господарем Молдавии Василием Лупу, крестьяне, публично разыгрывающие «дьявольские представления» (представления ряженых), наказывались так же, как и воры. Однако несмотря на запреты, сатирическая направленность народных театральных представлений, проникнутых духом социального протеста, не только не иссякала, но усиливалась и в собственно народной драме.
|