Феодалы Словакии в XIV—XVII вв. призывали волохов-колонистов селиться на своих землях, так как те использовали под пастбища горы, не приносившие до этого феодалам никакого дохода28. Еще яснее особенности волошского хозяйства видны из документов, относящихся к селам Галицкой Руси, подвластным в то время Польше. Крестьяне сел, живущих на «волошском праве», в отличие от крестьян других деревень, платили налоги «за серну», «за вола», «за сыр», «за ягнят». Но уже в XVI в. волошские общины Галицкой Руси хорошо знали земледелие и выплачивали часть налога зерном (иногда и деньгами).
Естественно заключить, что в Прошлом, когда складывалась система крестьянских платежей, жители занимались в основном скотоводством. Созданная в этот период система исчисления налога сохранилась до той поры, когда земледелие приобрело более заметную роль в жизни волошских крестьян. Крестьяне уже выплачивали налоги зерном, но, как прежде, называли их налогами «за ягнят», «за сыр» и т. д. Подобное явление — сохранение старого наименования налога — наблюдалось и у других народов. Академик Б. Д. Греков, изучавший села на «волошском праве» в землях Западной Украины, сделал вполне определенный вывод: «Не земледелие здесь основное занятие, а скотоводство и охота»29.
Несмотря на наличие общих черт, роднивших различные группы волохов, между ними имелись и существенные отличия, обусловленные определенными факторами — разными этническими субстратами, расселением на обширной территории от Карпат до Адриатического моря, где они оказались в неодинаковых социально-экономических условиях. Все это, в условиях складывания классового общества, препятствовало формированию волохов как единой народности.
Изолированное расселение на обширной территории и развитие в различных условиях привели к этнической дифференциации волохов, в результате чего в XII—XIV вв. формируется несколько восточнороманских народностей и этнических групп: македонские, мегленские и ис-трийские влахи — на Балканском полуострове; валахи (мунтяне) и молдаване — в Карпато-Дунайском ареале.
|