Форумчане ПМР
Детали профиля (+/-)
Ответов: 6
Регистрация: 23.04.2010
Спасибо:1/0
Не понравилось:0/0
|
ГЛАВА 4
В ПОИСКАХ ВЫХОДА
Почему у Армении мало шансов?
В армяно-азербайджанской войне победившей стороной выгля*дит Армения (она всегда формально отрицала, что ведет войну с Азербайджаном, но всем понятно, что карабахским армянам в оди*ночку при соотношении сил 1:50 война была бы не по силам), она не только удержала Нагорный Карабах, но и заняла изрядную часть азербайджанской территории (обычно говорят о 20%, но тщатель*ный подсчет показывает, что оккупированные земли, включая НКАО, составляют 13,6% площади Азербайджана). Армяне понес*ли вдвое меньшие боевые потери, они продемонстрировали высокий боевой дух.
Но именно это и завело Армению в тупик, из которого не видно выхода. Будь ситуация более зыбкой, армянская сторона начала бы поиск компромисса на гораздо более ранней стадии. Преимущества, приобретенные в войне, не дадут Армении преимуществ на перего*ворах. Более того, из-за них Армения может упустить наиболее вы*годный для нее момент достижения компромисса.
Даже с учетом территориальных и людских потерь Азербайджана, армяне потеряли куда больше. В середине 1980-х в Азербайджане проживало около 350 тысяч армян (в это число не входят армяне Нагорного Карабаха, которых насчитывалось до 150 тысяч), свыше по*ловины из них - в Баку. Упомянутые 350 тысяч армян, изгнанные из Азербайджана или уехавшие от греха подальше сами, должны теперь крепко благодарить своих вождей и «историков» за дарованный ими идеал «миацума» (воссоединения с Карабахом). Служение историческо*му идеалу обошлось этим людям дорого: ими было брошено или продано за бесценок огромное имущество, они безвозвратно утра*тили не поддающиеся оценке экономические, административные, культурные и статусные позиции, традиционно принадлежавшие им в Азербайджане. Даже благополучные и успешные в прошлом люди сегодня сплошь и рядом влачат жалкое существование в Ар*мении, России, Украине, странах Запада. А многие уже и не влачат: пережитые лишения привели их к преждевременной смерти.
Что же касается собственно Нагорного Карабаха, его тоже по*кинула минимум треть живших там армян - не каждому нравится су*ществование в прифронтовой обстановке. В связи с этим общее чис*ло армян-беженцев из Азербайджана можно смело признать близким к 400 тысячам. Но и это еще не все. Скатывание бывшей Армянской ССР в непривычную для нее в советское время бедность, безработи*цу, нежелание отдавать сыновей в армию, жизненные невзгоды и не*удобства, связанные с блокадой, общий социально-экономический и психологический кризис заставили покинуть Армению существен*ную часть ее коренных жителей-армян. Один из авторов был знаком в Москве с армянином-проходчиком Метростроя, который еще недав*но был театральным актером в Ереване. Он рассказывал, что весь круг его знакомых, почти без исключений, покинули Армению. Ко*нечно, часть беженцев, вынужденных переселенцев и мигрантов удачно пустила корни на новых местах, особенно на российском юге (в первую очередь, в Краснодарском и Ставропольском краях) ив Москве, но эти люди уже вряд ли когда-нибудь вернутся на родину. Вопросы истинной численности населения в Армении после два*дцати лет неблагополучия и войн (не забудем еще и Спитакское землетрясение), довольно темны. Согласно официальной статис*тике (ее цитирует интернет-издание «Википедия»), численность населения республики по состоянию на 2005 год равнялась 3 мил*лионам 316 тысячам человек, то есть она даже чуть возросла по срав*нению с советским временем. Верится с трудом. По подсчетам не*зависимых демографов, начиная с 1988 года, Армению покинули не менее 1,2 миллиона человек (сюда входят, разумеется, и 230 тысяч азербайджанцев), то есть примерно 36% ее жителей, а переселились в нее из Азербайджана около 150 тысяч тамошних армян. Непол*ную компенсацию убыли населения обеспечивают два фактора: пре*вышение рождаемости над смертностью да тоненькая струйка «воз*вращенцев». Уезжающих по-прежнему больше, чем приезжающих.
Сегодня, по оценке справочника ЦРУ («The CIA World Factbook»), в Армении 2 млн 967 тыс. жителей, а по оценкам не*которых экспертов - максимум 2,4 миллиона, вместе же с Нагорным Карабахом - 2,5. Экстраполяция динамики численности населения, рождаемости, естественного прироста в 80-е годы показывает, что не будь событий последних двадцати лет, в собственно Армении бы*ло бы сегодня не менее четырех миллионов жителей. На две трети больше! Это нам, русским, кажется, что разница в 1,6 миллиона не так уж велика. Для небольшой нации это катастрофа. Нация стано*вится количественно несамодостаточной для развития своей куль*туры, информационной среды, литературы, специализированного образования, науки. Тем более что «вымывание» интеллигенции, экономически и социально активных жителей, особенно молодежи, продолжается. Согласно данным исследовательской службы Gallup, по состоянию на июль 2008 года из Армении были готовы уехать 23% ее жителей. Вот что объективно дала Армении ее борьба за «миацум».
По многочисленным свидетельствам приезжих из Армении, пассионарные настроения в республике давно иссякли, народу надоела сама тема Карабаха. Утверждают, что типичны такие разговоры: «Сто лет мы не знали, где такой Карабах, а теперь, видите ли, жить без него не можем. Никто не хочет, чтоб его сын служил в Карабахе. Молодые убегают, чтоб их не отправили в Карабах. Армянам нуж*на личная жизнь, а не Карабах. Нужно скорее решить этот вопрос, чтобы мы избавились от него. Из-за Карабаха армяне лишились всего. Страна не может развиваться, положение населения тяжелое. Умирающему от голода армянину не нужен Карабах. Переселиться в Карабах желающих нет». И так далее. Даже если такие настрое*ния не являются всеобщими, они достаточно распространены, и руководство страны не может их не учитывать. Армянская статисти*ка (поверим ей, так как независимых оценок такого рода все равно нет) констатирует: число работающих сократилось с 1 миллиона 400 тысяч человек в 2001 году до 1 миллиона 200 тысяч в 2007. Ес*ли в 2001 году 42% занятых работали в промышленности, то в 2007 году этот показатель упал - небывалый случай! - до шестнадцати процентов (пишем прописью, чтобы не сочли за опечатку). Зато выросло число занятых в сельском хозяйстве (с 44 до 46%) - такое возможно, да и то крайне редко, только в Третьем мире.
Политики и любители
Английский журналист Том де Ваал в своей книге о карабахском конфликте «Черный сад» приводит сказанные ему 15 декабря 2000 года слова Сержа Саркисяна, тогда министра обороны Армении, ны*не президента страны: «Самое важное - не территория. Важно, что в Армении остался один этнос. В Варденисе [к юго-востоку от озера Севан - А. Г. и А. С.] и других районах азербайджанцы составляли около 70 процентов населения. Наши культуры несовместимы. Мы мо*жем жить бок о бок, но не внутри друг друга. Нас мало». Действитель*но, мало. И стало заметно меньше.
Конечно, моноэтничная страна «технически» удобнее - но толь -ко в условиях авторитарного правления. При переходе к настоящей демократии данное преимущество сходит почти на нет. Что касается несовместимости культур, на эту тему есть и более «яркие» высказывания. Геолог Сурен Михайлович Айвазян, автор книги «История России. Армянский след» (два издания, 1997 и 2000), говорит про турок и азербайджанцев следующее: «Это психически ненормальный народ, в генах которого заложено варварство, психопатия и патологи*ческий садизм» (цитируем по интернет-изданию «Википедия»). В его трудах вообще немало свежих мыслей. Так, он уверяет, что Киев основал в 585 году н. э. армянин Смбат Багратуни, что именно армяне ввели христианство на Руси, что настоящее имя Юрия Долгору*кого было Геворк Багратуни. Среди доводов в пользу подобных утверждений есть такой: гора Малый Арарат напоминает женскую грудь, а другое название этой горы «Сис» созвучно с русским сло*вом, обозначающим тот же предмет. Айвазян настаивает также, что слово «грузин» в русском языке появилось потому, что грузины все*гда работали грузчиками у русских. И так далее.
У С. М. Айвазяна есть союзники и в Москве. Так, бывший по*сол Российской Федерации в Армении, доктор исторических наук В. П. Ступишин в своих статьях и выступлениях называет азербай*джанцев «азерами», «азерскими турками», «ширванскими татарами», «башибузуками», а государство Азербайджан - «незаконо-рожденным», «искусственным порождением пантюркистов», «ту*рецким отростком на Южном Кавказе» и т. д. Загадка, как этот че*ловек мог быть послом где бы то ни было.
Но вернемся к экономике. На первый взгляд, дела Армении не*плохи. Ее ВВП в пересчете на душу населения возрос между 2001 и 2007 годами (согласно армянской государственной статистике) с 3350 до 4900 долларов (в России, для сравнения, этот показатель составил 14700 долларов в 2007 году). Безработица сократилась за шесть лет (правда, главным образом, за счет сжатия работоспособ*ного населения) с 20 до 7%. Еще более впечатляет то, что число жи*вущих ниже уровня бедности снизилось за эти же шесть лет, по официальным данным, с 55% до 26,5%. Бедность - сестра изобретательности, и армяне, народ упорный и талантливый, несомненно, будут находить в своих бесплодных горах все новые резервы. У них есть медь, цветные металлы, золото, бокситы, они найдут что-нибудь еще. Скоро в Армению придет иранский газ. Возможно, Армения не под*дастся (подобно Литве) международному давлению, требующему от нее закрыть единственную в стране АЭС в Мецаморе и тем избежит новой энергетической катастрофы. Бог даст, не переведутся заказы на ее моторы, прессы, шины, алюминиевый прокат, оборудование для текстильной промышленности, ювелирные изделия, коньяк, ог*ранку алмазов. Экономика Армении, несомненно, будет расти, это ясно. Но ясно и другое: у нее нет шансов рядом с Азербайджаном. По крайней мере, пока она не договорится с ним.
А договариваться будет чем дальше, тем сложнее. Крепнущий Азербайджан будет понемногу завинчивать гайки своих условий. Кто бы на его месте действовал иначе?
|