Администратор
Детали профиля (+/-)
Ответов: 42,894
Регистрация: 12.05.2008
Адрес: Тирасполь
Спасибо:4,698/5,005
Не понравилось:136/374
Репутация: 
|
Стенограмма брифинга.
Вадим Красносельский, Президент ПМР:
Ну что, уважаемые журналисты, коллеги, руководители, добрый день. Завершается рабочая неделя, неделя энергокризиса, с которым столкнулось Приднестровье. Не только неделя, но и месяц. По большому счету, можно подвести итоги этого месяца, выявить причинно-следственные связи между событиями, их показать, высказаться о результате тех усилий, которые были направлены на то, чтобы энергокризис подошел к своему завершению и люди наконец-то получили тепло. Готов ответить на ваши вопросы. Я убежден, что ваша заинтересованность вызвана не только интересами того или иного канала, а интересами людей. Это самое главное. Через вас я общаюсь с людьми и довожу ту информацию, которая им интересна.
Виктор Савченко, Первый приднестровский телеканал:
Вопрос, который напрашивается сразу: когда разрешится газовый кризис, когда к нам придет газ и люди согреются?
Вадим Красносельский, Президент ПМР:
Все-таки меня как Президента, как человека, ответственного перед народом, интересуют базовые решения данной проблемы – не на 10 дней, не на месяц, а на долгий период времени. Я не сомневался, что мы данный кризис преодолеем, что тепло пойдёт в дома, но мы должны всё делать для того, чтобы впредь такое не случалось, чтобы работали механизмы, страхующие от подобных явлений. Вот это важно. И хочу напомнить первопричину всех происходящих событий. Некоторые аналитики говорят, что это – прекращение транзита через Украину. Возможно. Некоторые говорят о том, что «Газпром» перестал делать поставки. Возможно. Некоторые называют иные причины всего происходящего. Я как Президент, как политик вижу основу. Всё остальное второстепенно. Причин две. Они не меняются. Первая – это отсутствие нормального диалога с Молдовой. Вторая причина – экономическая.
Что касается отсутствия диалога. Это отсутствие нормальной площадки для выяснения позиций, это отсутствие формата «5+2». Я напомню, что формат «5+2» – это не просто две цифры с плюсом. Это Приднестровье, Молдова, гаранты – Россия и Украина, посредник ОБСЕ и наблюдатели – США и Европейский союз. Это та площадка, которая позволила бы обсудить в том числе энергетическую проблематику и вовремя принять решения во избежание энергокризиса в Приднестровье. И не только в Приднестровье. Работала бы эта площадка, уверяю вас, энергокризиса бы не было. Это первое.
Второй момент – отсутствие нормального диалога с первыми лицами Республики Молдова. Я уже говорил неоднократно, ещё раз повторюсь: от меня всегда есть предложения к диалогу. Но диалога нет, и это затрудняет выяснение всех вопросов, всей повестки проблематичной, которая есть на сегодняшний день. А я хочу напомнить, что помимо энергокризиса есть масса вопросов касаемо бизнеса, касаемо внешнеэкономической деятельности, касаемо банковской системы, интересов наших предпринимателей. Всё это создает предпосылки для кризисов: энергетических, политических, экономических. Всевозможные кризисы возможны, когда нет нормальных переговоров, когда нет переговорного процесса.
Ну и второй аспект. Это – некорректные финансовые отношения между «Молдовагаз» и «Газпром». По большому счету, это – основные причины, влияющие на сегодняшнее и дальнейшее развитие событий.
Буквально коротко всё-таки я хочу ещё раз назвать события, которые происходили за последний месяц и чуть ранее.
28 декабря мы получили уведомление от «Молдовагаз» о том, что «Молдовагаз» прекращает поставки газа в республику. И в этом же сообщении были обвинительные ноты в наш адрес. Хотя это абсолютно ничтожно и юридически неверно. Иных предложений по поставке газа со стороны данного предприятия в адрес Приднестровья не поступало. При этом, уже при развитии кризисных явлений, молдавские должностные лица заявляли: можете брать газ где угодно, как угодно. За оплату. Пожалуйста. Нет бесплатного газа. Вы помните все эти заявления.
Я не сидел сложа руки, не сидели сложа руки и те люди, которые находились вокруг меня. Мы работали в нескольких направлениях. Был создан Оперативный штаб, введено соответствующее экономическое положение, работали и на земле, и с документами, работали для того, чтобы минимизировать последствия данного энергокризиса в Приднестровье, чтобы всё-таки найти путь для поставки газа в Приднестровье. Вот с этими идеями мы работали, мы жили этим. Минимизировали для людей последствия этого энергокризиса. Естественно, и с российскими коллегами работа проходила. Я прибыл в Москву с предложениями.
Хочу отдельно подчеркнуть, что российские коллеги (это уровень Министерства энергетики Российской Федерации) не диктовали нам условия: берите там, берите здесь, и так далее. Нет, этого не было. Они как раз слушали нас, что мы хотим. Их интересовало только одно – выработать такой механизм, чтобы очень быстро газ поступил в Приднестровье, чтобы люди были с теплом. Их не интересовали конкретные фирмы и так далее. Перед тем, как ехать в Москву, у нас были предложения от компании «Natural gas». Это предприятие, которое имеет лицензию в Молдове, занимается поставкой и транспортировкой газа не только в Молдове, но и в Европе. Посредническая фирма, молдавская фирма, имеющая лицензию от Правительства. Что, казалось бы, проще – воспользоваться услугами данного предприятия и поставить газ в Приднестровье. Тем более, что там очень сильный юридический отдел на этом предприятии «Natural gas», специалисты, которые 100% гарантировали юридическую и практическую возможность поставки.
Честно говоря, мне казалось, что мы выход нашли. Возвращаясь из Москвы, я был уверен в решении проблемы. Помимо этого, были договоренности о том, что Российская Федерация предоставляет нам кредит, с помощью которого мы можем оплатить поставку газа. Это абсолютно нормально, это кредитные обязательства, тут вопросов нет. Что хочу отметить и за что поблагодарить российских коллег: увидел искреннее желание помочь. Люди работали в выходные дни, ждали нас, мы работали и в субботу, и в воскресенье, и в понедельник для того, чтобы эту логистику обеспечить. Уверяю вас и хочу успокоить молдавских граждан: даже тени желания эскалировать ситуацию не наблюдалось. Это всё неправда, это все ложь. Никто не занимался вопросами эскалации, тем, как бы сделать соседу хуже. Нет. Стоял вопрос, как помочь приднестровским гражданам.
Я ещё к теме эскалации вернусь – ко всем этим спекуляциям всевозможным. Это отдельная история. Мы посмотрим внимательно, кто всё-таки пытался эту эскалацию развинтить здесь, на берегах Днестра. Но это отдельная тема. А российским коллегам, тем, кто работал и работает над организацией нормальных и долговременных поставок газа в Приднестровье, благодарность.
Мы приехали, начали налаживать договорные отношения с этой компанией, обличать желания в юридическую оболочку, но увидели просто яростное сопротивление руководства, должностных лиц Молдовы, нежелание, чтобы данная компания поставляла газ в Приднестровье. Я, честно говоря, был удивлён. Если даже есть какие-то юридические шероховатости, есть же комиссия по ЧС, которая в режиме чрезвычайной ситуации имеет право выносить решения в части поставок газа. Я предполагал, что должны ставиться во главу угла интересы людей, которые страдают в Приднестровье. Тем более, что были заявления, что «мы пропустим, да, пожалуйста, любой газ, без предварительных условий».
Я хочу напомнить и визит в Приднестровье 9 января госпожи Валтонен. Это Действующий Председатель ОБСЕ, которая привезла хороший месседж от молдавского руководства о том, что молдавская власть не будет препятствовать поставке газа в Приднестровье. Никаких предварительных условий не было о том, кому можно, кому не можно. Поэтому я предполагал, что да, всё уже будет хорошо. Но пошло сопротивление. И когда уже высшие должностные лица заявили конкретно, что «Natural gas» поставлять газ в Приднестровье не будет, я понял, что эта тема мёртвая. Мы не собирались преодолевать эту позицию, спорить. Это бесполезно. Это их мнение и нежелание работать с данной компанией. Что за этим стоит, я не буду сейчас обсуждать, это никому не надо. В принципе, это все второстепенно. Молдавские руководители заявили о том, что только «Молдовагаз» может поставлять газ в Приднестровье». Только «Молдовагаз». Ну хорошо «Молдовагаз», так «Молдовагаз». 18 января мы сделали заявление, которым соглашались с позицией Молдовы поставлять газ в Приднестровье через предприятие «Молдовагаз». При этом оплату гарантировали. А что произошло дальше? По идее, «Молдовагаз», обладая этим топливом, могло бы его нам поставить за деньги. Есть стоимость рыночная, есть стоимость в Молдове, есть даже возможность «Молдовагаз» заработать на этом, наверное. Это все-таки коммерция. И мог бы руководитель «Молдовагаз» предложить нам поставку 10, 20, 30 миллионов кубов на какой-то период времени до долгосрочных юридических отношений с другой компанией. Но этого не последовало.
Что мы слышали? Только заявления, лозунги. Мы готовы помочь. А что за этим? Где ваши предложения? Где алгоритмы? Где планы? Нет ни одного, ни второго, ни третьего. Нет. Хотя, ещё раз повторяю, «Молдовагаз» могла бы поставить газ в Приднестровье, но этого сделано не было. Почему? Потому что в газовых хранилищах «Молдовагаз» имеет, и вполне себе возможно было найти 30 миллионов кубов на 10 дней. Как это сделано сейчас уже европейцами. Что произошло дальше? Мы все равно не стояли на месте, мы проводили массу дискуссий, выступлений, аналитики и так далее. Дальше нам правительство Молдовы предложило венгерскую компанию. Это европейская большая компания, которая может поставить газ за оплату через «Молдовагаз» Приднестровью. Мы и с этим согласились, вопросов нет. Венгерская компания. Спасибо за это Венгрии – что пошли навстречу. Сейчас эти поставки формируются. Есть определенные документальные технические сроки при оформлении сделки. Поэтому это все находится в параллели. И вот только после этого, уже 27 января на сайте Еврокомиссии появилась информация о том, что Европейский союз готов предоставить грант – Приднестровью, Молдове – на выработку электроэнергии, на теплоснабжение. Это тоже вызвало массу дискуссий, непонимания: как, кому, сколько и так далее. Я вынужден был обратиться через соцсети, через телеграм-канал и официально за разъяснением данной позиции. По сути дела, нам деньги не нужны. Там миллионы пишут, но мы их не увидим. Нам нужен газ, который будет куплен за эти денежные средства и поставлен в Приднестровье. Я, конечно, благодарен Европейской комиссии и тем должностным лицам, кто не остался в стороне и готов помочь приднестровскому народу в преодолении данного энергетического кризиса. И мы не отказались от этой помощи. Это было бы, наверное, бессовестно перед народом – отказываться от помощи, которая предлагается в столь сложное время.
Ну и уже по сообщениям премьер-министра Молдовы господина Речана стало понятно, что и куда будет тратиться. Нас это все вполне устраивает. И есть уже решение специальной комиссии, которая разрешает эту сделку. Разрешает сделку по поставке газа в Приднестровье. Правда, не «Молдовагаз», а «Энергоком» будет поставлять. Видите, здесь исключение тоже сделано. Не только «Молдовагаз», а еще «Энергоком» может поставлять газ в Приднестровье. Но это нормально. А дальше, конечно, должны срастаться и другие отношения. Одно другому не мешает. Мы будем продолжать работу с коллегами из Венгрии, с российскими коллегами, с другими коллегами, чтобы газ пошёл в Приднестровье уже основательно и надолго. Вот примерно такова история.
Что я не увидел? Я не увидел желания со стороны Молдовы для быстрого решения этих проблем. Уверяю вас, эти проблемы могли быть решены в середине января, хотя бы после того, как мы заявили, что не возражаем против поставок от «Молдовагаз». «Молдовагаз» мог бы это сделать. Не было сделано. Было такое, знаете, состояние болота этих противоречивых заявлений. Я предлагаю отойти от резкой риторики, всё-таки собраться и обсудить все в спокойном режиме. Мы все люди вменяемые, все желаем мира для нашей земли. Давайте уйдём от этой повестки, которая формирует в большей степени эскалацию, напряжение. Это первое.
Второй момент. Мы всё-таки энергетически связаны – как ни крути. Я хочу ещё раз рассказать, что такое Днестровская станция, Кучурганская станция, как её называют. В советское время энергосистема была многоуровневая и завязана на определённых объектах. Так она формировалась на всём постсоветском пространстве. И эта советская модель энергосистемы на самом деле показывает чудеса живучести по настоящее время. Уверяю вас, нигде в мире такой нет. И вот наша региональная энергетическая безопасность была завязана на Днестровской ГРЭС. Работа всей энергосистемы зависит от работы Днестровской ГРЭС. То есть данная станция должна постоянно быть в работе. Хотя бы один энергоблок должен быть в работе. Не важно, на газе, на угле, но генератор должен крутиться. Почему? Да потому, что только при работающей станции мы можем осуществить транзит электроэнергии из Румынией в Молдову и сбалансировать энергию с Украиной, Молдовой, Румынией, Приднестровьем. В случае, если станция прекратит свою работу, всё просядет, все частоты упадут. И почувствуют это абсолютно все: и Украина, и Румыния, и Молдова, и Приднестровье. Это будет коллапс энергосистемы. Удивительно, но специалистам из Молдовы это долго пришлось объяснять. Наши специалисты и специалисты из «Молдэлектрики» объясняли своим же коллегам, что да, это правда, и так рисковать нельзя. Станция должна быть в работе. Об этом тоже надо говорить с молдавскими коллегами, чтобы впредь иметь это в виду и не допускать таких осложнений.
Самая главная цель одна – дать тепло людям. Состоялось решение комиссии по ЧС в Молдове. 1-2 февраля система наполняется газом. Я так думаю, в субботу-воскресенье мы один блок на Днестровской ГРЭС переводим на газ. И в субботу, по идее, мы должны уйти от веерных отключений. Это суббота-воскресенье. Естественно, теплоэнергетика тоже получает газ. Это воскресенье-понедельник. Потихонечку будем поднимать температуру, чтобы не было сильных аварий. Аварии, конечно, не исключаются при таком режиме работы. Тем не менее, думаю, в воскресенье-понедельник у людей будет тепло в домах. То есть всё вернётся на круги своя. Вот такие сроки.
________________
Судьба - совокупность совершенных глупостей человека. Любите и принимайте людей такими, какие они есть.
Если Вас оскорбили - нажимаем "Пожаловаться на это сообщение"  слева от поста под аватаром хама.
|