Показать сообщение отдельно
 02.10.2016, 14:42  
#39
  PMR PMR вне форума
  Администратор
 Аватар для PMR
Детали профиля (+/-)
Ответов: 42,894
Регистрация: 12.05.2008
Адрес: Тирасполь
Спасибо:4,698/5,005
Не понравилось:136/374
Репутация: PMR отключил(а) отображение уровня репутации

Переход отдельных резешей из привилегированного сословия в разряд бирников (крестьян-налогоплательщиков) приводил к включению их в общую числу (раскладку) со всеми остальными крестьянами-тяглецами села. В переписях населения 1772—1774 гг. бирншки-резеши не выделяются из состава тяглового населения, кроме резешей, находившихся на какой-либо службе.

Но, живя в селе, резеши продолжали сохранять особые черты социальной жизни. Этнографические исследования позднейшего времени показали, что многие резеши все еще считали себя принадлежащими к «господам», в обращении друг к другу применяли выражения «боярин», «господин» (кукоане, кэпитан). Они стремились не вступать в родство с зависимыми крестьянами села, держались обособленно на свадьбах, в церкви, редко приглашали бедных крестьян на различные семейные и религиозные торжества.

В XVIII в. начинается новый этап распада резешского долевого землевладения. Появляются первые признаки полного раздела хотара села между индивидуальными семьями, ведущего к разрушению внешних форм общинных порядков в землевладении резешского села. Это явление зародилось как результат завершения процесса раздела пашен и сенокосов между резешами. Раздел угодий хотара в первую очередь происходил в тех селах, куда проникал крупный или средний землевладелец. Редкие переделы (т. е. вторичные или последующие разделы) хотара села, наблюдавшиеся еще в конце XVI — XVII в., в следующем столетии становятся массовыми. Цель переделов в документах лаконично определяется следующим выражением: «Чтобы каждый знал, чем владеет»89. Если устанавливалось, что кто-либо продал больше земли, чем ему полагается по генеалогии села, то его заставляли платить десятину с обрабатываемых им земель.

Процесс полного разделения хотара села между индивидуальными семьями охватывает постепенно одно село за другим, что приводит к окончательному исчезновению в них остатков существовавшего на протяжении веков разрыва между правом владения надельной долей и фактическим землепользованием.

К середине XIX в. в 67 из известных в Бессарабии 155 резешских сел были отмежеваны в индивидуальное пользование все виды земель90. В это же время в резешские села усиливается приток буржуазных элементов, купцов, мещан, чиновников и др.91 Выделение им участков — одна из причин дальнейшего роста малоземелья в указанных селах. Многие резеши остаются при ничтожных участках земли, в связи с чем называются теперь пармакарами92. В селах, где на семью приходилось в среднем меньше полдесятины, резеши предпочитали не делить все угодья, пользоваться ими «в неразделе». Малые размеры участков лармакаров заставляли их брать землю у помещиков при условии выполнения повинностей (наряду с безземельными царанами) и даже переселяться на помещичьи земли.
________________
Судьба - совокупность совершенных глупостей человека. Любите и принимайте людей такими, какие они есть.
Если Вас оскорбили - нажимаем "Пожаловаться на это сообщение" слева от поста под аватаром хама.
  Вверх
Сказал(а) cпасибо
Valentina_Nikora (26.10.2016)