Первым среди этих атрибутов было само поселение, называемое в документах ватра. В XV — начале XVI в. ватра объединяла в среднем 10 — 20 домов, а во 2-й половине XVI — XVII в. — 20 — 30 домов46. Ватра иногда делилась на четное число кутов (в основном на два), объединявших группы родственников — патронимии. Их четность объясняется исследователями как пережиток родоплеменного строя, дуальной организации семейных общин47. Два или несколько кутов составляли сельскую общину с единым хотаром. Зависимыми от основного поселения являлись и выселки, прикуты, находящиеся вне ватры, но в пределах хотара.
Каждый двор ватры имел право пользоваться всеми сельскими угодьями, но постоянным наделом в хотаре села не обладал. Кроме больших участков вокруг дома, пользование остальными угодьями регулировалось общиной. Даже незаселенные территории ватры находились в ведении общины, которая наделяла участками вновь создаваемые семьи.
В общем пользовании жителей села находились лес, пастбища, вода и др. Община организовывала загоны для скота, работы по очистке леса, определяла места для сенокосов. Лес имел особо важное значение как кормовая база для развития животноводства48.
Значительной была роль общины и в использовании пахотных земель. Переложная система земледелия через определенное время требовала смены пахотных участков. Отведение новых участков под пашню вызывало необходимость вмешательства общины, ибо нужно было принять меры, чтобы не ущемлять интересы односельчан. Участки с одинаковыми культурами располагались рядом, обработка и уборка урожая производились одновременно на всех участках. Чтобы избежать потрав, пахота (царина) обносилась общей изгородью с едиными воротами. В документах часто говорилось об изгороди царины, о «воротах царины»49. Изгородью обносились виноградники и иногда сенокосы. Захватив земли села, феодал-землевладелец должен был считаться со сложившейся системой землепользования. В рамках земельного хотара села действовало как крестьянское, так и вотчинное производство. Хозяйство крупной и средней вотчины, если оно имелось, было, как правило, распылено по многим сельским хотарам. Очаги господского хозяйства не выделялись в единый комплекс, а оставались в хотаре села (господские виноградники, пасеки, подсеки, пашни и т. д.)50. Такое положение вполне понятно в условиях господства подсечной и переложной систем земледелия и весьма развитого скотоводства. В результате эксплуатация очагов господского хозяйства подчинялась тем же правилам, что и крестьянского.
При отчуждении феодалами отдельных частей села община, как правило, не дробилась. Оставался целостным и хотар, в котором сохранялось общинное землепользование всей сельской общины. Дробилось лишь право на феодальную ренту с крестьян общпны, то есть из всех видов земель продавалась только идеальная доля. Доля каждого дома (или место для него) носила название жрябие (от славянского жребий)51.
________________
Судьба - совокупность совершенных глупостей человека. Любите и принимайте людей такими, какие они есть.
Если Вас оскорбили - нажимаем "Пожаловаться на это сообщение"  слева от поста под аватаром хама.
|