В 16 - начале 17 в. Ватикан предпринимал безуспешные попытки подчинить Молдавию своему влиянию. С этой целью иезуиты стали открывать свои школы в стране, пользуясь поддержкой пропольской боярской партии. Такие школы были открыты в Яссах, Галаце, Котнарах. Однако все попытки насадить католицизм и латинский алфавит встречали решительное противодействие населения. Поэтому иезуитские школы не сыграли какой-либо роли в распространении грамотности в княжестве.
Основы просвещения более высокого порядка, чем обучение в монастырях и у дьячков, называемых даскэль, были заложены в начале 40-х гг. ХУИ в., когда по просьбе Василия Лупу киевский митрополит, уроженец Молдавии Петр Могила, направил в княжество профессора риторики Киево-Могилянской академии Софрония Почацкого и вместе с ним книжников и учителей для организации в Яссах школы наподобие академии.
Такая школа, Славяно-греко-латинская академия, была открыта в 1640 г. в монастыре Трех Святителей. Опытные специалисты начали обучение на славянском и латинском языках таким предметам, как богословие, грамматика, философия, диалектика, риторика, другим дисциплинам. Академия успешно работала до 1647 г., когда после смерти Петра Могилы украинские преподаватели были заменены греческими во главе с книжником Мелетием Сиригосом. Постепенно Славяно-греко-латинская академия приходит в упадок и в 60-е гг. ХУii в. превращается в обычную монастырскую школу. В первые десятилетия XYiii в., при господаре Николае Маврокордате (1711-1716 гг.), она была реорганизована.
________________
Судьба - совокупность совершенных глупостей человека. Любите и принимайте людей такими, какие они есть.
Если Вас оскорбили - нажимаем "Пожаловаться на это сообщение"  слева от поста под аватаром хама.
|