Форумчане ПМР
Детали профиля (+/-)
Ответов: 1,754
Регистрация: 10.04.2011
Адрес: Сборная Уругвая по футболу
Спасибо:359/1,528
Не понравилось:12/143
|

Личный состав Гатчинской авиационной школы. Фото 1917 года.
13 Марта 1917 года после боя с русским истребителем в расположении румынских войск в районе реки Быстица ( в 15 км севернее Бакэу ) приземлился разведчик "Бранденбург С.I" ( борт. № 67.24 ) из состава 40-й авиароты. Лётчик - капрал Кенеди и наблюдатель - лейтенант Дуллер взяты в плен.
26 Марта авиаотряд сменил место дислокации, перебазировавшись на аэродром Брозешти, откуда продолжил свою работу. К концу Марта повреждённый 30 Января "Ньюпор" был отремонтирован и в Апреле прапорщик Сук вновь неоднократно поднимался на нём в небо.
Почувствовав противодействие русских истребителей, австрийцы с удвоенной энергией старались пробиться в прикрываемый район. Вражеские разведчики всё чаще получали прикрытие, в задачу которого входило любой ценой проложить дорогу "фотографам". Цена за это временами была очень высокой.
Утром 5 Апреля Григорий вылетел на своём "Ньюпоре-ХI" в паре с прапорщиком Стрижижевским, который пилотировал более совершенный "Ньюпор-ХХI". Около 9:00 над районом Онешти пилоты заметили разрывы шрапнели и 2 неприятельских аэроплана, направлявшихся на Аджуд на высоте около 4000 метров. Будучи примерно на 200 метров, ниже оба пилота пошли в атаку. Заметив погоню, самолёты противника над Кэюци повернули на Вэрдею, однако уйти от преследователей не смогли, так как пара русских истребителей разделилась, и Стрижижевский вышел им наперерез над верховьями реки Карикна.
Стрижижевский, выбрав шедший сзади двухместный самолёт, открыл огонь из синхронного "Виккерса", а когда противник перешел в крутое пикирование, "добавил огонька" из "Льюиса", установленного над верхним крылом. Пилот австрийского истребителя не собирался ограничиваться ролью зрителя, наблюдая это избиение, и попытался атаковать "Ньюпор" Стрижижевского, но сам был атакован прапорщиком Суком. Видимо, уже первой очередью Григорий вывел из строя мотор и ранил пилота, так как вражеский истребитель начал падать. Перезаряжая пулемёт и следя за снижающимся противником с высоты 1800 метров, русский пилот видел, как на 700 метрах "австрияк" сорвался в штопор и упал в лес в районе Ракоса.
В это время разведчик, выйдя из пике и обстреливаемый Стрижижевским "летел очень неравномерно", рыская по курсу и высоте, видимо, его пилот был ранен. Стрижижевский видел, как австрийский летнаб выбрасывал за борт какие - то предметы. Быстро перезарядить пулемёты не удалось, и, хотя "изрядно щипанный", разведчик все же ушёл со снижением в сторону своих позиций.
Ещё один бой удалось провести 17 Апреля. Вылетев на сопровождение "Вуазена" из 28-го корпусного авиаотряда, фотографировавшего неприятельские позиции в районе Кюэци - Онешти - Тыргу - Окна - Ойтуз - Берецку - Хержа - Мойнешти, Григорий заметил 2 вражеских самолёта, направлявшихся на восток. Едва увидев разворачивающийся в их сторону русский истребитель, пилот одного из "австрияков" решил попросту сбежать, но второй оказался гораздо отважнее и принял бой. Впрочем, если мужества у него было вполне достаточно, то мастерства явно не хватало: в ходе короткой схватки "Ньюпор" сначала зашёл ему в хвост, а затем снизу - спереди, решетя перкаль и круша конструкцию свинцовыми очередями. После этого неприятельский пилот предпочел не искушать судьбу, а со снижением удалиться. К сожалению, бросить экипаж "Вуазена" было нельзя, и этому противнику было позволено спокойно уйти.
В Мае, помимо своего грозного "Малыша", Григорию пришлось несколько раз подниматься в небо на его предшественнике - двухместном "Ньюпоре-Х" ( зав. № 714 ), который использовался в авиаотряде в качестве разведчика и курьерского.
Между тем подкрепления к линии фронта стягивал и противник, уже ощутивший самоубийственное брожение, охватившее русские войска и рассчитывавший ещё одним, на этот раз последним, ударом закрыть Восточную проблему. В течение Июня - Июля 1917 года 9-й авиадивизион 9-й армии Румынского фронта воевал с очень большим напряжением, совершая вылеты ежедневно, однако "Журнала Боевых действий 9-го Истребительного авиаотряда" за этот период в российских архивах обнаружить не удалось.
Согласно имеющемуся в архиве коммюнике Румынского Генерального штаба, 27 Июля прапорщик Сук над районом Тыргу - Окна, пилотируя "Ньюпор-ХХI" ( зав. № 1719 ), атаковал и сбил неприятельский аэроплан.
В конце Июля 9-й Истребительный авиаотряд перебазировался в северную Румынию на аэродром города Фэлтичени, где он был пополнен истребителями "Ньюпор-ХХI". Один из них ( зав. № 1719 ) получил прапорщик Сук. Правда, увеличить свой личный счёт на этой машине ему не удалось. Как правило, завидев русские истребители, вражеские самолёты тут же ретировались.
20 Августа, Григорий дважды поднимался в небо: первый раз на патрулирование района Гура - Гумора - Солка - Сучава, а во второй раз в паре с подпоручиком Лойко, взлетевшем на перехват неприятельского самолёта, появившегося над Сучавой. Противника русские истребители настигли над деревней Ясловец на высоте 4500 метров. "Ньюпор" подпоручика Лойко зашёл сверху - сзади, а "Виккерс" прапорщика Сука - снизу. Экипаж "Бранденбурга" не имел возможности оторваться от преследователей и принял бой.
Оба истребителя открыли огонь, когда расстояние до противника не превышало 100 метров, и вели его, пока дистанция не сократилась до 20 метров. Летнаб "Бранденбурга" сначала стрелял по "Ньюпору", а затем перенёс огонь на "Виккерс", однако, дав две короткие очереди, прекратил стрельбу. В это время у подпоручика Лойко заклинило пулемёт, но огневая точка "Виккерса" на этот раз действовала, как часы, и Григорий продолжал атаковать снижавшегося противника. Между тем задний пулемёт "Бранденбурга" оказался, по - видимому, также повреждён, поскольку наблюдатель теперь стрелял из карабина. Четвертая атака оказалась для австрийского экипажа фатальной: самолёт перешёл в крутое пике и разбился в долине реки Сучевица, похоронив под своими обломками обоих авиаторов.
Согласно сведениям австрийского архива, в бою с русскими истребителями был сбит разведывательный "Бранденбург С.I" ( борт. № 67.31 ).

Лётчик Григорий Сук, 1917 год
Следующий успех пришёл спустя 4 дня, 25-го. Поднявшись как обычно в паре с подпоручиком Лойко на патрулирование, прапорщик Сук обнаружил на высоте 2700 метров очередной разведывательный "Бранденбург". Наши истребители находились на высоте 3500 метров и Григорий, не раздумывая, толкнул ручку от себя, направляясь к вражескому самолёту, который шёл со стороны Рборе на Радауц. После двух атак австрийский биплан начал снижаться, направляясь в сторону своих позиций, но долететь до них ему было не суждено. После третьей атаки русского аса подбитый самолёт приземлился в долине реки Сучавы.
Впрочем, противник тоже стрелять умел и смог выдать в следующем полёте причитающуюся сдачу. Выполняя патрулирование над районом Арборе - Хадикфалва - Солка, Григорий на короткое время появился над линией фронта и сейчас же заговорили австрийские зенитки. Их огонь был довольно точен: осколки разорвавшегося вблизи снаряда разбили пневмонасос, и пилоту пришлось срочно идти на посадку.
Неудача ожидала Григория и на следующий день. Патрулируя район Сучава - Арборе - Радауц, он на высоте 3600 метров обнаружил неприятельский разведчик. Догнав вражеский биплан над деревней Ясловец, прапорщик Сук пошёл в атаку. Пилот "Бранденбурга", понимая, что от русского истребителя не уйти, развернулся и пошёл в лобовую атаку. На встречных курсах оба самолёта открыли огонь и, видимо, на долю "австрияка" кое - что перепало, так как он со снижением повернул к своим позициям. Обогнав аэроплан противника, Григорий развернулся, и, отрезая ему путь к отходу, вновь пошёл в атаку.
На этот раз пилот "Бранденбурга" не принял лобовой и вынужден был повернуть на восток, причём наблюдатель не мог отстреливаться, поскольку возился с пулемётом в задней кабине, видимо, устраняя неисправность. Над городом Дороха противники находились уже на высоте 1800 метров и лишь постоянно выполняемые австрийским пилотом "змейки" позволяли ему выдерживать атаки русского истребителя.
Когда казалось бы, что конец и этого противника неминуем, случилось непредвиденное: на "Виккерсе" лопнула возвратная пружина и пулемёт смолк, но упускать добычу было обидно и Григорий, постоянно перезаряжая и стреляя одиночными ( как из трёхлинейки, с той лишь разницей, что она была жёстко закреплена ), продолжал преследование. И тут фортуна, в полном смысле, повернулась к нему задом - австрийский наблюдатель всё же исправил свой пулемёт и открыл огонь по "Виккерсу". Теперь уже ничего не оставалось делать, как прекратить преследование, и, оставив "Бранденбург" уходящим к своим позициям на высоте 1300 метров, прапорщик Сук направился к своему аэродрому.
Впрочем, военное счастье переменчиво: уже на следующий день, 27 Августа, Григорий поднялся на перехват "Авиатика", появившегося над районом Тэодорешти - Радауц - Хадикфалве - Сучава. Настигнув противника над городом Радауц, русский ас первой же очередью вывел из строя двигатель разведчика и тот тут же пошёл вниз, снижаясь в направлении деревни Фратауц, где и упал.
Между тем активность авиации обеих сторон продолжала нарастать. Всё чаще вспыхивали воздушные бои, а для прикрытия важных районов уже недостаточно было одного отдельно взятого истребителя. 30 Августа на патрулирование района Арборе - Радауц - Хадикфалва вылетели подпоручик Лойко, старший унтер - офицер Сапожников ( оба на "Ньюпорах" ) и прапорщик Сук на "Виккерсе" FВ.ХIХ. Над деревней Ясловец пилоты обнаружили неприятельский аэроплан разведывательного типа. Атака сзади с разных сторон оказалась внезапной для летнаба, который только после того, как истребители пошли на разворот, начал отстреливаться.
Ни о каком выполнении задания австриякам уже думать не приходилось - надо было уносить ноги. Несмотря на ответный огонь задней турели, истребители атаковали один за другим, и вскоре вражеский самолёт загорелся, и, как отметил в своей телеграмме в штаб 9-й армии командир 9-й авиадивизии капитан Гартманн, "оставляй после себя много дыма, направился в сторону города Радауц, где, приземлившись, перевернулся".
---------- Сообщение добавлено в 23:31 ---------- Предыдущее сообщение было в 23:23 ----------
Успехи авиаотряда не остались незамеченными: 4 Сентября Начальник Управления авиацией в Действующей армии полковник В. М. Ткачёв поздравил авиаотряд "со знаменательной, вдохновляющей работой". Тем временем вылеты продолжались.

Австрийский истребитель "Оеффаг D.III" - один из соперников Г. Сука.
---------- Сообщение добавлено в 23:34 ---------- Предыдущее сообщение было в 23:31 ----------
28 Октября Григорию пришлось в одиночку выдержать групповой бой. Отправившись на разведку железной дороги Радауц - Селятин - Извор, прапорщик Сук над городом Виковул наткнулся на разведывательный самолёт, шедший в сопровождении двух истребителей. Обстреляв один из них, русский ас заставил его покинуть со снижением поле боя, что, несомненно, говорит о нанесённых машине противника повреждениях или ранении пилота. Второй истребитель открыл огонь по "СПАДу", но промахнулся. Тем временем экипаж "Бранденбурга" продолжал полёт в сторону Сучавы. Выйдя из боя, прапорщик Сук начал преследование разведчика и вскоре над деревней Солка догнал его.
Уже после первой атаки "Бранденбург" развернулся и со снижением пошёл в сторону своих позиций, но вернуться на свой аэродром в тот день ему уже было не суждено. После 6-й атаки над деревней Воловец на австрийском самолёте отказал двигатель и он приземлился западнее города Радауц. Поскольку пилот был ранен ( в голову и руку ), то посадка была грубой. Стойки шасси сложились, сломались правые лонжероны нижнего крыла, оказался повреждённым и силовой набор фюзеляжа. В акте об осмотре было указано, что в двигателе и радиаторе имеется 16 пулевых пробоин ! Тем не менее в Феврале 1918 года этот самолёт был восстановлен и отправлен на итальянский фронт.
---------- Сообщение добавлено в 23:34 ---------- Предыдущее сообщение было в 23:34 ----------
А свою последнюю победу русский ас одержал 15 Ноября. Согласно коммюнике Румынского Генерального штаба, "около 12 часов военный лётчик 9-го Истребительного авиаотряда прапорщик Сук в районе Арборе в первой же атаке сбил неприятельский аэроплан типа "Бранденбург", который упал в нашем расположении". Более подробных сведений об этой победе ни в российских, ни в австрийских архивах найти не удалось. Фактически боевые действия на Восточном фронте закончились, а коммюнике, как и многие другие документы, составлялись по инерции.
В недавнем прошлом победы, подобные тем, что одержал над Юго - Западным фронтом прапорщик Сук были бы непременно отмечены командованием, но сейчас уже было не до заслуженных наград и присвоения очередных воинских чинов. Начиналась новая эпоха...
В тот же день, 15 Ноября, в штаб 9-й армии пришла телеграмма:
"Возвращаясь из боевого полёта, прапорщик Сук делал над аэродромом поворот перед посадкой, скользнул на крыло, а затем, перейдя в штопор, упал с высоты 80 метров и разбился насмерть.
Командир 9-го Истребительного авиаотряда подпоручик Лойко".
Истребитель "СПАД S.VII" ( зав. № 1440 ) был последним самолётом, разбившимся в ходе военных действий на Восточном фронте, а прапорщик Сук - последним русским лётчиком, погибшим в Первой Мировой войне. По некоторым источникам, на его счету числится 10 официальных побед и 12 с вероятно сбитыми.
---------- Сообщение добавлено в 23:51 ---------- Предыдущее сообщение было в 23:34 ----------
Стрижевский Владимир Иванович

Владимир Стрижеский родился 26 Декабря 1894 года в Могилёвской губернии.
Прапорщик Российского Императорского Воздушного Флота. Служил в составе 9-го Корпусного авиационного отряда. В воздушных боях одержал 9 побед ( в том числе, 7 - официально ).
Награждён орденом Св. Георгия 1- 4 степеней, орденом Короны с мечами ( Румыния ).
После Октябрьской революции 1917 года служил в Красной Армии, командовал 1-й Воронежской авиагруппой. Однако в Ноябре 1918 года переметнулся на сторону Белого Движения.
После окончания Гражданской войны жил в Югославии, где стализвестным пилотом.
Погиб 22 Августа 1940 года в авиакатастрофе.
Более подробную информацию о Владимире Ивановиче Стрижевском можно прочитать в книге "Летающие тузы. Российские асы Первой Мировой войны" ( издана в Санкт - Петербурге в 2006 году ).
________________
Море не подвластно деспотам. На его поверхности они ещё могут воевать и убивать друг друга, но на глубине десяти футов их власть кончается…
Последний раз редактировалось dkonstantin7; 13.08.2012 в 23:39.
|