Администратор
Детали профиля (+/-)
Ответов: 42,888
Регистрация: 12.05.2008
Адрес: Тирасполь
Спасибо:4,698/5,005
Не понравилось:136/374
Репутация: 
|
Принятия в первом чтении поправок к Конституции ПМР, принятые Верховным Советом республики, знаменуют начало сражения за ключевые рычаги власти между усилившимся парламентом и командой президента, управляющей страной с момента её основания. От её исхода может зависеть эволюционирование всей политической системы ПМР: либо в сторону большего авторитаризма либо в сторону парламентской республики.
Силы сторон
С момента выборов в ВС ПМР в 2005 году стало очевидно, что монопольное положение в нём заняла партия «Обновление». Имея первоначально 29 голосов из 43, партия позднее привлекла на свою сторону других депутатов и вместе с союзниками смогла выставить от 39 до 40 мандатов. Президентская власть в процессе борьбы за депутатские кресла допустила стратегический просчёт: она вместо вливания «свежей крови» в ряды своих сторонников, поставила на неавторитетных и зачастую малообразованных консерваторов из ОСТК и подобных организаций. В результате практически единственным представителем президента в составе нового депутатского корпуса стал его младший сын – Олег Смирнов.
Произошла внешняя поляризация: исполнительную власть полностью контролировал президент, законодательную – партия «Обновление». С материальной точки зрения, неоднократно подчёркивали самые различные СМИ, «Обновление» опирается на мощь и ресурсы крупного отечественного бизнеса в лице фирмы «Шериф» и АКБ «Агропромбанк». Президентские сторонники – на «Газпромбанк», где, в частности, находились деньги, предназначенные для оплаты за поставляемый из России в ПМР газ.
Но если стороны могут состязаться в финансовой базе, необходимой для полноценной политической борьбы, то в подчинении президента ПМР – силовые министерства: МВД, министерство обороны и МГБ. При этом надо учитывать, что МГБ и его глава генерал-лейтенант Владимир Антюфеев, тесно связанный с российскими спецслужбами и определёнными политическими кругами в Москве, всегда играл свою игру.
Ошибка президента
Возросшая в 2007-2009 году самостоятельность Верховного Совета связана с такими объективными обстоятельствами, как укрепление приднестровского бизнеса и усилением демократических тенденций в развитии ПМР. Уже на рубеже 1990-х-2000-х годов стало очевидно, что система управления, сложившаяся в государстве с 1990 года, отстаёт от развития как приднестровского общества, так и обстановки вокруг ПМР. Но команда президента попыталась преодолеть это противоречие путём усиления авторитарных начал в управлении. Так, использовав одиозную в глазах всех политических сил страны фигуру бывшего министра юстиции ПМР Виктора Балалы, Игорь Смирнов и его соратники в 1999-2000 году путём политического давления на ВС добились по сути кардинального изменения Конституции ПМР. Без проведения всенародного референдума глава государства получил практически неограниченную власть, а коллегиальное правительство было преобразовано в Кабинет министров.
Но усиление экономических трудностей и отсутствие признания приднестровской независимости со стороны России и других стран ослабили позиции президентской власти. И.Смирнов попробовал выйти из этой обстановки, пригласив на пост вице-президента сторонника жёсткой линии и авторитарного начала в управлении – бывшего главу МВД Александра Королёва.
В то же время фактор непризнанности на протяжении многих лет толкает ветви власти к нахождению в последний момент компромисса.
В настоящее время развитие отношений между ВС и президентом во многом зависит от степени внешнего давления на ПМР – со стороны Молдовы и в какой-то мере Запада.
Судьба вице-президента
Как писала, начиная с 2007 года «Новая газета», вице-президент А.Королёв, высказывавшийся за т.н. «традиционное общества», за патерналистскую роль государства, фактически критикуя развитие многопартийности, быстро превратился в мишень для самых разных политических сил. Возможно, это входило в планы самого президента, но И.Смирнову он был явно нужен для противовеса усилившемуся ВС. Со временем А.Королёв, руководя администрацией президента, курируя самую боеспособную и многочисленную структуру в лице МВД, обладая, видимо, сильной финансовой базой, превратился в «третью силу», вызывающую опасения как у парламентариев, так и, не исключено, у главы государства.
Это требует ответа на вопрос: кроется ли за внешним противостоянием тайное соглашение между президентом и большинством ВС о скорейшей ликвидацией поста вице-президента в обоюдных интересах, или же в ПМР идёт самое обыкновенное открытое противостояние ветвей власти?
Можно предположить, что сознательного сговора нет, так как прямая санкция И. Смирнова на схему, где он бы наблюдал со стороны, как депутаты убирают с шахматной доски его правую руку и силовую опору, лишь уронила бы его авторитет. Как следствие – его позиции резко ослабли бы. Скорее всего, на начальном этапе игры он мог дать «добро» на ослабление позиций А.Королёва, но депутаты переиграли его, начав вместо игрушечного наступления настоящее.
Ответ президента
Президент ПМР Игорь Смирнов ответил парламентариям следующими ходами:
1. В государственных СМИ началась открытая атака на ВС. Она ведётся ежедневно, но её эффект снижается присутствием на экране ТВ «политических ископаемых», мыслящих категориями 20-летней давности, в том числе тех, в чьём психическом здоровье приходится сомневаться. Но если это продолжится все предстоящие месяцы, результат будет.
2. Для подготовки к выборам в ВС 2010 года создан так называемый Социал-Патриотический блок. В него вошли Патриотическая партия (О.Смирнов) и Республиканская партия (Владимир Рыляков). Расчёт строится на присоединение к Блоку ЛДПР (Роман Худяков), «Народной Воли Приднестровья» (Олег Гудымо) и, возможно, прочих лояльных президенту партий и общественных организаций.
3. Лояльные президенту силы наверняка огласят требования перехода при выборах депутатов всех уровней от мажоритарной (одномандатной) системы к пропорциональной (списочной). Это будет мотивироваться большей демократичностью последней. Парламентское большинство, лишаясь во многом использовать подарки избирателям, особенно пенсионерам, на это не пойдёт, а президентские СМИ будут обыгрывать отказ «обновленцев».
4. Лояльные И.Смирнову общественные формирования требуют проведение референдума по принимаемым поправкам в Конституцию. Сманеврировав, президент, избежавший референдума при усилении своих полномочий в 1999-2000 годах, теперь требует всенародного голосования от своих оппонентов и старается использовать демократическую риторику в ходе борьбы с ВС.
Неясно, может ли борьба принять силовые формы, наподобие противостояния президента и Верховного Совета России в 1993 году?
Что дальше?
Как представляется, если ситуация будет развиваться в конституционных нормах, то возможны варианты:
1. ВС принимает окончательно поправки. Президент соглашается с ними, его власть кардинально ослабляется, создаётся мощный плацдарм для дальнейшего наступления на его полномочия. Возможная конечная цель: переход к парламентской республике в ПМР с отменой всенародных выборов президента и избрание его депутатами ВС (как в Молдове).
2. Президент ПМР, пользуясь внешнеполитическими аргументами (события в РМ, непризнанность, нестабильность в Украине, давление Запада и т.п.) добивается сохранения статус-кво в системе власти. При этом парламент сохраняет лицо.
3. Достигается компромисс между президентом и ВС: депутаты оставляют в покое вице-президента, а президент соглашается на возвращение к коллегиальному правительству вместо Кабинета министров с назначением премьера, ответственного перед ВС.
4. Президент ПМР соглашается на упразднение поста вице-президента, а следующие выборы в ВС проходят по партийным спискам. При этом И.Смирнов делает ставку на победу Социал-Патриотического блока, а один из кандидатов на пост спикера нового ВС – Олег Смирнов.
5. И.Смирнов добивается согласия депутатов на референдум по поправкам и, как он сам заявил на сессии ВС, проигравшая сторона уходит в отставку.
В случае тупикового противостояния останется либо роспуск президентом Верховного Совета либо выдвижение парламентом каких-либо обвинений в адрес президента для его отстранения.
Вариант «Ельцин»
Хотя в Конституции ПМР не прописан роспуск парламента главой государства, но штатные юристы всегда могут придумать всё необходимое, и тогда в дело вступят такие факторы, как поддержка силовых структур и уличные манифестации в поддержку той или иной ветви власти. Этот вариант представляется нежелательным для ВС, так как лично у И.Смирнова сохраняется немало сторонников, а МВД, МГБ и МО (как и весь Кабмин) напрямую подчинены ему. При этом МВД, контролируемое А.Королёвым, особенно активно поддержит президента.
Роспуск ВС, по некоторым данным, президент может, как и Борис Ельцин в 1993 году в России, обосновать нежеланием депутатов переходить от одномандатной к списочной системе выборов как ВС, так и местных органов власти. Попутно президентские СМИ начнут массированную пропагандистскую кампанию против «олигархов». Собственно говоря, они к этой кампании почти уже приступили. Поэтому в случае силового противостояния шансы президента значительны.
Но такой вариант в нынешней обстановке невыгоден ни России, ни Украине, озабоченным активизацией прорумынских сил в Молдове. Поэтому, по мере углубления противоречий в высшем руководстве ПМР, Москва и Киев наверняка надавят на Тирасполь, чтобы президент и ВС достигли какого-либо компромисса. К тому же может сработать инстинкт самосохранения ветвей власти.
|