Просмотр полной версии : Жизнь русских баб в старину
Родная Природная
04.07.2012, 11:24
До того, как на Руси появился Домострой, женщины еще худо-бедно были свободны, но как только при Иване Грозном ввели свод наставлений, женщина в буквальном смысле стала домашней рабыней.
http://opel-zp.ru/images/stories/historie/babu-n~1.jpg
В ее обязанности входило полное подчинение сначала отцу, потом мужу. Женщине запрещалось обучаться грамоте, чтобы потом не высокоумничала. Вся домашняя работа должна была быть выполнена в срок, по указке мужа. В случае чего, можно было и побить для профилактики, ибо надо воспитывать существо это низшее.
http://opel-zp.ru/images/stories/historie/babu-n~2.jpg
Чтобы девушка не поддалась греху, ее держали в тереме, взаперти. Все, что могла делать девушка – это вышивать, страдать да Богу молиться. С непокрытой головой на улицу выйти нельзя было, это принималось за страшный позор, ну а замуж выдавали так, как отец распорядится.
http://opel-zp.ru/images/stories/historie/babu-n~3.jpg
Неудивительно, что после таких порядков для женщины замужество что-то из разряда 7 чуда света, это ж сколько разнообразия в жизни сразу появляется. Пришел XVII век и Петр I решил, что все надо делать, как на Западе. Женщин поотпускали из теремов, разрешили посещать балы и разошлись бабы так, что вскоре стали руководить государством
http://opel-zp.ru/images/stories/historie/babu-n~4.jpg
Екатерина II - самый яркий пример женщины на русском престоле, а до нее были Анна Иоановна и Елизавета Петровна, да и Екатерине I (супружнице Петра) удалось хотя и бездарно, и совсем не долго, но побывать в роли императрицы.
Так смешно...оказывается бабы на Руси поголовно сидели в теремах...о как!...и до Ивана Грозного поголовно были грамотными!......а..и наверное кокошников не снимали даже укладываясь спать
---------- Сообщение добавлено в 19:37 ---------- Предыдущее сообщение было в 19:32 ----------
Лучше б написали как бабы эти рожали детей под стогом пшеницы или сена...и шли дальше вкалывать......а то...терема.!!!....избы...с земляным полом и чёрными стенами и тяжёлая работа от зари до зари....
Несколько не соглашусь, что рожали в стогах и сразу шли вкалывать (выживали-то не все). Вкалывали, потому что в армию мужчин забирали на 25 лет (ну ладно, ежегодно отпускали на побывку, но не надолго). Замуж отдавали относительно молоденьких девочек лет по 15-16 за 40-летних дважды-трижды вдовцов. В 30 лет женщина уже считалась старухой.
возможно будет полезно (http://flavorchemist.livejournal.com/51674.html#cutid1) посмотреть на ситуацию под другим углом
Die Prinzessin
04.07.2012, 21:53
Женщин поотпускали из теремов, разрешили посещать балы и разошлись бабы так, что вскоре стали руководить государством
и понеслась .. дворцовые интриги перевороты и прочие бабские штучки ..... но надо сказать что не женщины русский трон профукали ....но это уже совсем другая история
А вот как в языческой Руси женщины жили? Христианство то не только у нас женщин в "стойло" поставило, в просвещённой Европе женщинам тяжелее было даже.
Но справедливости ради хочу заметить что не только при христианстве женщины страдают. Любая религия женщин и в грош не ставит, что мусульманский восток, что буддистская Япония с Китаем. Наверно только индейские верования Америки женщин не трогали.
А вот как в языческой Руси женщины жили? Христианство то не только у нас женщин в "стойло" поставило, в просвещённой Европе женщинам тяжелее было даже.
Но справедливости ради хочу заметить что не только при христианстве женщины страдают. Любая религия женщин и в грош не ставит, что мусульманский восток, что буддистская Япония с Китаем. Наверно только индейские верования Америки женщин не трогали.
Фиг его знает почему, но в любом случае женщина церкви не выгодна...
А вот как в языческой Руси женщины жили? Христианство то не только у нас женщин в "стойло" поставило, в просвещённой Европе женщинам тяжелее было даже.
Но справедливости ради хочу заметить что не только при христианстве женщины страдают. Любая религия женщин и в грош не ставит, что мусульманский восток, что буддистская Япония с Китаем. Наверно только индейские верования Америки женщин не трогали.потому что религию создавали в основном мужчины. а в америке)если не ошибаюсь - местами) сохранились пережитки матриархата
кстати, если зять к примеру христианство, в нем можно проследить некоторые тенденции популизма в угоду слабого пола, посольку среди ранних христиан было много женщин - прихожанок(с трудом верю что первоисточником нового завета в нынешенм хотя бы виде были апостолы).
ислам же был сориентирован на сильный пол, поэтому там жоще.
этинические тражиции тоже можно брать в расчет.
а вообще возможно это и правельный подход.
всякий раз когда женщина допускаеться к хотя бы приблезительному равноправию с мужчиной, институт брака расссыпаеться. примером может служить и поздняя античность, и нынешняя эпоха
Временная гостья
05.07.2012, 00:33
А вот как в языческой Руси женщины жили? Христианство то не только у нас женщин в "стойло" поставило, в просвещённой Европе женщинам тяжелее было даже.
Но справедливости ради хочу заметить что не только при христианстве женщины страдают. Любая религия женщин и в грош не ставит, что мусульманский восток, что буддистская Япония с Китаем. Наверно только индейские верования Америки женщин не трогали.
Неважно жили женщины в языческой Руси. Православие как раз и ограждало женщин от насилия. Посмотрите церковный указ Ярослава Мудрого.
Родная Природная
05.07.2012, 09:49
Фиг его знает почему, но в любом случае женщина церкви не выгодна...
ну почему же? женщина всё приносила церкви определённый вид дохода.
вспомните историю роддомов. т.к. как они появились? ведь раньше рожали дома. т.е. богатые люди были способны нанять врачей (или как они тогда назывались?). а уж королевы и вовсе рожали в толпе придворных, дабы все убедились, что именно ЭТОТ ребёнок и есть наследник престола. чтоб не подменили.
простолюдины чаще рожали как могли и где придётся. от этого и смертность. тогда были придуманы для бомжей роддомы (ну или что-то в этом духе). а церковь потом запретила деятельность повитух. роды стали принимать исключительно мужчины, обученные в церковных школах этому делу. а женщине была выделена роль сиделки. просто сиделки.
ладно... это уже отдельная история.
если написала с историческими неточностями, прошу прощения. пишу по памяти. учебник истории в руки не брала лет 20....
Православие как раз и ограждало женщин от насилия. Посмотрите церковный указ Ярослава Мудрого.
Чем ограждало? Тем что развод считался незаконным, если совершён без согласия или вины жены? А что тогда сказать о том что в случае двоежёнства вторая жена отдавалась в монастырь в то время как муж подлежал наказанию епископа всего лишь.
Законных поводов к разводу Устав Ярослава насчитывает пять:
1. если жена, узнав о заговоре против князя, скроет это от мужа;
2. доказанное прелюбодеяние жены;
3. если жена, узнав о заговоре против мужа, не предупредит его об этом;
4. разгульная жизнь жены, даже несмотря на вразумления со стороны мужа;
5. если жена будет подстрекать мужа на кражу или сама украдёт и передаст другим, или же, услышав о чьём-либо желании обокрасть церковь, не объявит об этом мужу.
Другими словами - если жена плохая то развод разрешён, если плохой муж... Муж плохим быть не может, а значит и развода быть тоже не может.
Вита опять все поудаляла( Я прочитать не успела( Сливайте в ссоры все, шо за дискриминация?
Die Prinzessin
05.07.2012, 18:10
Другими словами - если жена плохая то развод разрешён, если плохой муж... Муж плохим быть не может, а значит и развода быть тоже не может
Соап , поскольку писал всетаки мужчина (Ярослав Мудрый ) сей свод законов - то и удивлятся тут не чему как собственно и возмущаться.
Я сомневаюсь что во времена Ярослава мудрого статистика сильно отличалась от нынешней и на 10 девченок приходилось больше 9 ребят. Да и к тому же, ну что ж теперь за каждую измену со староны мужа его на кол ?? али в моностырь ... а кто страну защищать будет?) - по этому и результат что мужик как не крути всегда прав а женщина .....эхххххх
поскольку писал всетаки мужчина (Ярослав Мудрый ) сей свод законов - то и удивлятся тут не чему как собственно и возмущаться.
Но я то тоже не женщина...
Die Prinzessin
05.07.2012, 19:19
Но я то тоже не женщина...
НЕТ:ai:?
вот блиииин :bh:
Временная гостья
05.07.2012, 19:20
Чем ограждало? Тем что развод считался незаконным, если совершён без согласия или вины жены? А что тогда сказать о том что в случае двоежёнства вторая жена отдавалась в монастырь в то время как муж подлежал наказанию епископа всего лишь.
Законных поводов к разводу Устав Ярослава насчитывает пять:
1. если жена, узнав о заговоре против князя, скроет это от мужа;
2. доказанное прелюбодеяние жены;
3. если жена, узнав о заговоре против мужа, не предупредит его об этом;
4. разгульная жизнь жены, даже несмотря на вразумления со стороны мужа;
5. если жена будет подстрекать мужа на кражу или сама украдёт и передаст другим, или же, услышав о чьём-либо желании обокрасть церковь, не объявит об этом мужу.
Другими словами - если жена плохая то развод разрешён, если плохой муж... Муж плохим быть не может, а значит и развода быть тоже не может.
Soap, Вы мамаксималист. Хотите, что б женщин сразу из рабынь в эмансипе. Это ж 10-11 век. :ap:
Уже то, что церковному суду подлежали умычки (воровство девушек), изнасилование, драки между мужем и женой, снохачество, многоженство, инцест, выдавание замуж насильно, "повреждение дитя", раздел имущества между мужем и женой(!) и т.д. это уже много. Вы хотите прям от сохи, да в космос, но так не бывает.
И, между прочим, первым женским школам дамы обязаны Православию:ae:
Ой это еще не факт что современные свободы пошли женщинам на пользу. Видал я таких фифочек ( НЕ С НАШЕГО ФОРУМА=) которым очень пошло бы на пользу если бы их поставили "в стойло". Но как на зло рядом с ними почему то был любящий воспитанный все терпящий мужчина :ai: что он там забыл ??)))
Хотите, что б женщин сразу из рабынь в эмансипе.
Факты! Факты где?!
Что то я не встречал того что женщины в языческой Руси рабынями были, или вообще как то ущемлены в правах (правда и обратного тоже не слышал).
да нормально всегда жилось женщинам .Эрогенные зоны от несправедливых законов не страдали ................
Временная гостья
05.07.2012, 20:26
Факты! Факты где?!
Что то я не встречал того что женщины в языческой Руси рабынями были, или вообще как то ущемлены в правах (правда и обратного тоже не слышал).
Уууууу какой....:bd:
Будут Вам факты (в смысле авторы работ), но....только после Вас. Сначала расскажите мне, что женщинам во время язычества жилось неплохо. С источниками, естессно. И еще учтите, что язычество было очень разнородным.
---------- Сообщение добавлено в 20:26 ---------- Предыдущее сообщение было в 20:24 ----------
да нормально всегда жилось женщинам .Эрогенные зоны от несправедливых законов не страдали ................
Ванлат, ну на фига Вы это здесь написали. Блин, как подросток протуберантного периода)))
Временная гостья -- ну вот положив рука на сердце ...........я разве не прав ? Чем привлекательнее женщина тем ей веселее и лучше живётся во все времена и у всехм народов ...........
Уже с первых страниц древнейшей русской летописи — «Повести Временных Лет», — посвященных эпохе складывания древнерусского государства, перед нами встает яркий образ деятельной, образованной, мудрой русской женщины — княгини Ольги, ставшей в 945 году правительницей Русской земли. Обычай кровной мести, пережитки которой еще не были изжиты, заставил княгиню наказать убийц ее мужа. Об этом в форме легенды и рассказывает летопись. Годы княжения Ольги умножили богатство и силу ее государства. Огромные оброки и дань шли в Киев, в княжескую казну, а сама русская княгиня, по свидетельству летописца, имела значительные «личные» земельные угодья, целый город Вышгород. Кстати, владение недвижимым имуществом было в древней Руси правом не только тех женщин, которые принадлежали к элите — княжескому роду.
Если в раннегосударственную эпоху женщины (вне зависимости от их социального и семейного положения) имели весьма скромные имущественные и собственнические права, то уже в ХI-ХII веках (а это известно по различным законодательным актам) есть немало примеров того, как женщины самостоятельно распоряжались своим приданым, а в случае вдовства — некоторой частью, «выделом» из имущества семьи. Новгородские берестяные грамоты дают нам массу житейских ситуаций, рисующих осведомленность русских женщин XI-XIII веков в нормах тогдашнего ростовщичества и тонкостях торговых сделок. Например, денежные средства богатой новгородки Полюжей Городщиницы или княгини Марии Мстиславны (жены великого князя Всеволода) были столь значительны, что позволяли им активно субсидировать строительство огромных церквей и храмов. Православная церковь — в отличие от католической — относилась к ростовщикам сравнительно терпимо, так что женщины старались не отстать от своих мужей и в этой сфере.
Так кто же был главным в семье? На этот вопрос можно ответить так, только учитывая градации в семье, можно определить главенство. Родом управляли Большак с Большухой. Большак это глава рода, самый старший в роду. Большуха же по «Домострою»: «в семьях главную роль играла «большуха» – старшая наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи».
Летописи сообщают, что славяне имели обычай похищать себе на игрищах тех невест, с которыми они сговорились. «…И ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся», – рассказывала об «умыкании у вод» невест «Повесть временных лет».
Семья для язычника славянина, это целый мир. Его мир и продолжение рода, благополучие в семье и многое другое, стоит выше общественного. Даже в войну, мужчин последних в роду в атаку отправляли последними. Но, существует и левират – обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове. Этот обычай был широко распространён на Руси вплоть до 16 века. Архаичность этого обычая восходит к древним временам, когда на брате умершего родича лежит полная ответственность за детей и супругу погибшего. Семей одиночек, просто не было, это нонсенс. Род не мог выкинуть вдову с детьми на улицу. И поэтому, мы на это указывали выше, что изгнание из рода, было самым тяжёлым наказанием, которое практически приравнивалось к смертной казни.
Как то так...
---------- Сообщение добавлено в 21:20 ---------- Предыдущее сообщение было в 20:35 ----------
Вот ещё кое что нарыл.
В Центральной Европе, где славяне смешались с сарматами, важное место занимали женщины-жрицы. Козьма Пражский и Адам Бременский сообщали, что в конце VII — начале VIII в. Чехией правила Либуша, мудрая царица и жрица, а удельными княжествами владели ее сестры Кази и Тета. Только в 722 г. власть перешла к светскому князю. Для выборов применили древний арийский способ гадания. Выпустили на волю белого коня, и он привел старейшин к Пршемыс-лу, которому вручили княжение. Но в городе Девин располагалось святилище женского божества (видимо, Девонны, она же Дзевана), и ее служительницы не смирились с утратой своего положения. Их предводительница Власта развязала настоящую войну. Мужчин убивали, ловили и приносили в жертву. У Власты собралась дружина сторонниц, она узнавала обо всех замыслах князя, устраивала засады — ее «глазами и ушами» оказались практически все жены и дочери чехов. Ведь они поклонялись той же богине, воспитывались при святилище, входили в религиозные сообщества. Лишь после напряженных боев воины Пршемысла захватили Дейин и истребили буйных «амазонок».
Но по соседству, в Моравии, вплоть до принятия крещения сохранялся аналогичный женский культ. Современники описывали большой храм Лады, покровительницы любви и плодородия. В нем находилась статуя богини, она стояла на повозке, запряженной лебедями, в губах держала бутоны роз, а в руках — золотые яблоки. Сквозь левую грудь просвечивало сердце и вырывался луч света, а свиту богини составляли статуи трех обнаженных дев. Качество скульптур было очень высоким, и иноземцы считали, что они сделаны греками. При храме проходили обучение 150 девушек из семей знати. Они жили здесь до совершеннолетия, охраняли святилище и были младшими служительницами.
Мир языческой Руси был весьма своеобразным. Люди не отделяли себя от природы, старались жить в гармонии с ней и подстраивались к ее законам. Но природа не только щедра, она и жестока. Поэтому многие понятия, критерии добра и зла, существенно отличались от нынешних. У славян было принято многоженство, знать и воины вдобавок обзаводились наложницами. Сохранялись и следы древней венедской традиции групповых браков — если муж умирал, вдовы переходили к его брату или другому родственнику. Это представлялось нормальным. Мужчины часто погибали в войнах, походах, женщин было больше, а одной из главных задач человека считалось продолжение рода. Если глава семьи отошел в мир иной, кому же позаботиться о его супругах, как не ближайшему родичу?
Да и славянки не возражали против такого положения в семьях. Напротив, гордились им — количество жен и наложниц свидетельствовало об общественном положении мужа. Несколько женщин прекрасно уживались в одном доме, относились друг к другу, как к сестрам, большим коллективом было легче вести хозяйство. Просто психология людей была иной, чем сейчас, многие вещи они оценивали по-своему. Аль-Бекри и ряд других авторов рассказывали, что славянки были очень верными женами. Но до вступления в брак девушки вели себя более чем вольно, сходились с разными молодыми людьми. Это ничуть не нарушало общественной морали, никем не осуждалось. Впрочем, и для замужних женщин понятие супружеской верности не распространялось на некоторые священные обряды. Они относились уже не к семейной, а к более высокой сфере.
И тут появляется церковь...
Временная гостья
06.07.2012, 00:33
Soap, Ольга - дама статусная, это в ряду исключений, а не правил. Ее мы рассматривать не будем.
Если в раннегосударственную эпоху женщины (вне зависимости от их социального и семейного положения) имели весьма скромные имущественные и собственнические права, то уже в ХI-ХII веках (а это известно по различным законодательным актам) есть немало примеров того, как женщины самостоятельно распоряжались своим приданым, а в случае вдовства — некоторой частью, «выделом» из имущества семьи.
Правильно. Я ж и говорю, что имущественные права женщин упорядочивались с принятием христанства. Первый церковный указ писал Владимир (год не помню, а может и не знаю), затем Ярослав. Это конец 10-го - начало 11 века.
Так кто же был главным в семье? На этот вопрос можно ответить так, только учитывая градации в семье, можно определить главенство. Родом управляли Большак с Большухой. Большак это глава рода, самый старший в роду. Большуха же по «Домострою»: «в семьях главную роль играла «большуха» – старшая наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи».
Домострой, это 16-й век - не катит))) Хотя Вы и правы, женщины хоть и сидели в теремах, но их влияние в семье было весьма значительным.
Мир языческой Руси был весьма своеобразным. Люди не отделяли себя от природы, старались жить в гармонии с ней и подстраивались к ее законам. Но природа не только щедра, она и жестока. Поэтому многие понятия, критерии добра и зла, существенно отличались от нынешних. У славян было принято многоженство, знать и воины вдобавок обзаводились наложницами. Сохранялись и следы древней венедской традиции групповых браков — если муж умирал, вдовы переходили к его брату или другому родственнику. Это представлялось нормальным. Мужчины часто погибали в войнах, походах, женщин было больше, а одной из главных задач человека считалось продолжение рода. Если глава семьи отошел в мир иной, кому же позаботиться о его супругах, как не ближайшему родичу?
Да и славянки не возражали против такого положения в семьях. Напротив, гордились им — количество жен и наложниц свидетельствовало об общественном положении мужа. Несколько женщин прекрасно уживались в одном доме, относились друг к другу, как к сестрам, большим коллективом было легче вести хозяйство. Просто психология людей была иной, чем сейчас, многие вещи они оценивали по-своему. Аль-Бекри и ряд других авторов рассказывали, что славянки были очень верными женами. Но до вступления в брак девушки вели себя более чем вольно, сходились с разными молодыми людьми. Это ничуть не нарушало общественной морали, никем не осуждалось. Впрочем, и для замужних женщин понятие супружеской верности не распространялось на некоторые священные обряды. Они относились уже не к семейной, а к более высокой сфере.
Не совсем так. Многоженство на Руси было, но оно было не особенно распространено. Охватывало в основном господствующий класс, в силу экономических причин. Историки говорят, что например у кн.Владимира было пять жен и около 800 наложниц (что он с ними со всеми делал :ai:).
Ну да ладно...
Первым начал исследовать семейные отношения Древней Руси Карамзин. Он писал о дикости и жесткости в отношениях между супругами в семье и рабском положении женщины. Например, если рожденная девочка была лишним ртом в семье, то ее спокойно могли убить. В отношении сыновей таких мер не предпринимали.
И.Реверс - считал, что практика умыкания и купли невест (вена) вела к полному порабощанию женщины. Он утверждал, что языческие законы освобождали мужчин от ответсвенности за убийство жены.
То же самое утверждал и Шпилевский.
В.О. Шульгин писал о сожжении женщин во время похорон мужей.
Перечислять можно долго и нудно , но... все-таки надо иметь в виду что различные племена стояли на разных ступенях развития, и их обряды и законы достаточно сильно разнились. Например, поляне стояли на более высокой ступени развития (в т.ч. они и раньше подверглись влиянию христианства), поэтому они в основном соблюдали обряд "приведения" невесты (с приданным). Соответсвественно и принцип общности имущества был немного другим.
Вятичи, древляне, северяне в основном невест похищали, поэтому и к женщинам отношение было жестче и безжалостней.
Soap, это очень большая тема и мы ее не охватим при всем желании. Но несомненно, что с принятием христианства участь женщин была облегчена и в определенной степени защищена от произвола мужей и самовольных мужских расторжениев брака. Хотя женщина и продолжала занимать подчиненное положение, но не все же сразу...
Вы оооочень не любите религию, поэтому в упор не хотите видеть огромного духовного пласта, которое привнесло на Русь Православие. Но он был, как бы Вы не сопротивлялись.
Ольга - дама статусная, это в ряду исключений, а не правил.
По тому что жила до крещения Руси?
Как в стране где женщины были рабами могла появиться такая если в наш эмансипированный век женщине не дают быть президентом? И как дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола? Я не слышал о таком чтоб раб после смерти хозяина становился управляющем имением до тех пор пока сын хозяйский не повзрослеет.
По поводу сожжений жён вместе с мёртвым мужем тут двояко. Да, это было, но из-за чего это другой вопрос.
Во первых. Языческие узы сильно отличались от сегодняшних. Тогда брак был до смерти. По этому и многожёнство было, но только в том случае если жена не рожала детей. И было это тоже не только у знати, крестьяне тоже этим пользовались.
Во вторых. Жизнь тогда была гораздо сложней чем сейчас. Выжить без защитника и пахаря (добытчика) было просто не реально по этому и жёны передавались "по наследству", а если наследник не находился то что делать женщине? По этому они и почти или полностью добровольно шли на костёр вместе с трупом мужа слагая вместе и во первых, и во вторых.
Насчёт же Домостроя... До сих пор Масленицу празднуют, да и другие пережитки язычества остались, может в то время они были крепче чем сейчас?
Есть конкретные сведения о том что христианство женщин ставило в неравное положение с мужчинами, а вот о том как жилось женщинам (в правовом плане) в языческое время упоминаний слишком мало и они слишком уж спорные... Подозрительные я бы сказал. И ещё намекнул бы на то что они переписанные. Догадываетесь кем?
Savannah
06.07.2012, 07:11
Первым начал исследовать семейные отношения Древней Руси Карамзин. Он писал о дикости и жесткости в отношениях между супругами в семье и рабском положении женщины. Например, если рожденная девочка была лишним ртом в семье, то ее спокойно могли убить. В отношении сыновей таких мер не предпринимали.
До Карамзина такое же исследование проводил Ломоносов.
Лично я не рассматриваю Карамзина как объективного историка. Он был ярый прозападник, и судя по его трудам, люто ненавидел славян и Россию.
Уже то, что церковному суду подлежали умычки (воровство девушек), изнасилование, драки между мужем и женой, снохачество, многоженство, инцест, выдавание замуж насильно, "повреждение дитя", раздел имущества между мужем и женой(!)
А где можно про это прочитать? По эти церковные законы.
Временная гостья
07.07.2012, 10:51
По тому что жила до крещения Руси?
Потому что Ольга принадлежала к роду князей Изборских. Эта многочисленная древнерусская династия стремилась слиться с Рюриковичами и не считаться с ними было нельзя.
Почему о других женах Игоря мы ничего не знаем?
Как в стране где женщины были рабами могла появиться такая если в наш эмансипированный век женщине не дают быть президентом? И как дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола? Я не слышал о таком чтоб раб после смерти хозяина становился управляющем имением до тех пор пока сын хозяйский не повзрослеет.
Потому что Ольга лишь фасад, символ и красивая сказка - за ней стоял Свенельд. И именно он осуществлял военную политику.
По поводу сожжений жён вместе с мёртвым мужем тут двояко. Да, это было, но из-за чего это другой вопрос.
Угум-с, от великой любви женщины лишались жизни. :ab:
Языческие узы сильно отличались от сегодняшних. Тогда брак был до смерти. По этому и многожёнство было, но только в том случае если жена не рожала детей. И было это тоже не только у знати, крестьяне тоже этим пользовались.
Источник такой уверенности не озвучите? Автор, работа)))
Насчёт же Домостроя... До сих пор Масленицу празднуют, да и другие пережитки язычества остались, может в то время они были крепче чем сейчас?
Может да, а может нет. Просто веселый праздник. К супружеству и браку он не имеет отношения.
Есть конкретные сведения о том что христианство женщин ставило в неравное положение с мужчинами, а вот о том как жилось женщинам (в правовом плане) в языческое время упоминаний слишком мало и они слишком уж спорные.
Следовательно, как минимум, у Вас нет оснований утверждать, что христианство поставило женщин "в стойло". Сравнить не с чем. И ради Бога, Soap, не выдавайте мне в качестве аргументов цитаты из книг современных "Велесов".
И ещё намекнул бы на то что они переписанные. Догадываетесь кем?
А то.... Фоменки-Носовы, Левашовы и иже с ними.
До Карамзина такое же исследование проводил Ломоносов.
Не припомню. Возможно что-то не углядела. Ссылку, если можно на исследования Ломоносова о брачном праве. Я знаю, что в своих работах он упоминал о человеческих жертвоприношениях в русском язычестве, отдельно о брачных обрядах я не видела.
Лично я не рассматриваю Карамзина как объективного историка. Он был ярый прозападник, и судя по его трудам, люто ненавидел славян и Россию.
Лично Вы можете считать как Вам нравится. Я не возражаю, но лично я не была бы так категорична. Если дадите мне направление на работы объективных историков, буду благодарна. К стати, прозападниками в то время была практически вся интеллигенция.
А где можно про это прочитать? По эти церковные законы.
Книги из серии "История церковного права", "История русского права". В частности
"Хрестоматия по истории русского права", Владимирского-Буданова.
Потому что Ольга принадлежала к роду князей Изборских. Эта многочисленная древнерусская династия стремилась слиться с Рюриковичами и не считаться с ними было нельзя.
Да ладно! Вы же в курсе что тогда дружина набиралась не для защиты отечества, а для защиты интересов правителя, за это им и платили и позволяли грабить побеждённых. Это сейчас войска принимают присягу на верность родине. Так что дружине было глубоко начхать на Рюриковечей, на Папу римского, они и на него войной бы пошли если это ихнему князю угодно. Они отстаивали бы интересы рода князя не взирая на то что весь мир стал бы против. Так что посторонние отмазки не канают. Они посчитали что Ольга имеет право, и она пользовалась этим правом. По этой именно причине Свенельд хоть и упоминается как деятель того времени он не обладал полномочиями править государством не смотря на то что очень помогал князю Игорю при жизни и был у него на хорошем счету.
Так что баба знатного рода в языческой Руси была круче чем навароченый воевода. Вывод - равноправие. Княгиня могла повелевать войском, крестьянка могла послать ***** пахаря (образно конечно).
Угум-с, от великой любви женщины лишались жизни.
Не, не от любви, а от веры плюс осознания того во что превратится её жизнь без мужа. Женщин то ведь далеко не всегда сжигали, они гораздо чаще переходили по "наследству" к брату умершего.
Сейчас в век маршруток и кнопок этого конечно не понять, но если уж очень богатое воображение, то представить ту жизнь таки немножко можно. А если учесть что и убивали тогда не пульками, а рубили секирами, да проламывали черепа булавами, то можно даже представить что люди были гораздо жосче, и разжалобить их было гораздо трудней. Это я к тому что "А что же о вдове никто позаботиться не мог?". Не мог! В своём роду ртов столько что хоть отнимай. И тем не менее женщин на войну не гнали, (не разминировали ими минные поля :) ), а берегли в тылу да спокойствии.
Источник такой уверенности не озвучите? Автор, работа)))
Народное творчество. Народ. Былины.
Может да, а может нет. Просто веселый праздник. К супружеству и браку он не имеет отношения.
А Иван Купала? А роль женщины на этом празднике занижена?
Следовательно, как минимум, у Вас нет оснований утверждать, что христианство поставило женщин "в стойло". Сравнить не с чем.
Тыц-тыдырыц! Ахринеть! А, извините, нафиг сравнивать? Тем более если не с чем. Вот если бы было с чем, то тогда и можно было бы говорить об отмене рабского положения женщин и том что христианство их освобождало денно и ношно от оного, а так видно только что церковь их ни во что не ставила. Кстати почесу Ева именно из ребра выстругана? А почему "Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его"?(с)библия. А назовите хоть одну Маму римскую! А справедливейший Иисус как к матери своей относился?
Фуф!!! Продолжать смысла нет.
А то.... Фоменки-Носовы, Левашовы и иже с ними.
А вот и нет! А вот и нет! Хренова гора филологов, историков, лингвистов говорит о том что история переписана в 14-16 веках, а это несколько раньше рождения Фоменко-Носовского и Левашова. Они только продолжают начатое до них. Кстати плохо что Вы Ломоносова мало читали, он тоже какое то время был историей увлечён :al: и ругал её шибко. Так что и Фоменко, и Носовский, и даже Левашов вовсе не первооткрыватели и на патент об изобретении не претендуют.
Временная гостья
07.07.2012, 21:24
Да ладно! Вы же в курсе что тогда дружина набиралась не для защиты отечества, а для защиты интересов правителя, за это им и платили и позволяли грабить побеждённых. Это сейчас войска принимают присягу на верность родине. Так что дружине было глубоко начхать на Рюриковечей, на Папу римского, они и на него войной бы пошли если это ихнему князю угодно. Они отстаивали бы интересы рода князя не взирая на то что весь мир стал бы против.
Ну Вы даете...Кроме защиты интересов князя, было еще официальное участие дружины в совете князя и это составляло одно из важнейших прав. Т.е. не все дружинников, а лучшие и старшие. Вы чего так дружинников обижаете? Игорь же за данью пошел по требованию дружины. О том,что дружины уходили от князей если что не так, Вы тоже не знаете?!
Они посчитали что Ольга имеет право, и она пользовалась этим правом. По этой именно причине Свенельд хоть и упоминается как деятель того времени он не обладал полномочиями править государством не смотря на то что очень помогал князю Игорю при жизни и был у него на хорошем счету.
Так что баба знатного рода в языческой Руси была круче чем навароченый воевода. Вывод - равноправие. Княгиня могла повелевать войском, крестьянка могла послать ***** пахаря (образно конечно).
:ag::ag::ag:
Блеск! Народное творчество рулит. Вообще-то по законам того времени, Мал должен был сесть в Киеве, а Ольга должна быть его женой. Сам Свинельд не мог стать киевским князем, Мал ему тоже был крайне не нужен. Вот он и поддержал Ольгу. А авторитет киевского воеводы был огромен. Так что баба тут точно не при чем. Я ж сказала, красивая сказка. Или Вы полагаете, что Мал был круглым дураком, засылая сватов к Ольге?
Вот получилось - совпадение интересов, бывает. Не было ни до Ольги, ни долгое время после Ольги женщин-регенш. Аж до Елены Глинской. Но это уже другая история. И летописях женщины практически не фигурируют. Такое вот равноправие...
Народное творчество. Народ. Былины.
Понятно... Вам не кажется, что Вы поступаете со мной не совсем честно. От меня требуете источники, я кое-что Вам даю, а Вы разворачиваете полет собственной неудержимой фантазии. Что я должна с этим делать?
Кстати плохо что Вы Ломоносова мало читали, он тоже какое то время был историей увлечён и ругал её шибко
Ругал не историю, а немцев (что к стати, не помешало ему жениться на немке).
И, опять к стати, время подтвердило, что с споре с Миллером, оказался прав Миллер, а не Ломоносов. Ломоносов положил начало молекулярной теории, внес значительный вклад в астрономию, минералогию.. А вот как историк он был не очень.
слушайте а что - мужикам при крепостном праве хорошо жилсь?
я не такой историк как вы но во времена вече, как мне кажеться, на руси женщинам жилось не так уж и плохо.
и вообще на севере женщина предстваляла всегда болшую ценность(как и человек вообще) чем на юга
потому что рожали мало но качественно
а на юге штамповали вагонами...
и пришедшая с юга религия наверняка унизила славянку, как и славянина.
я могу ошибаться
Временная гостья
07.07.2012, 22:14
Официальное крепостное право возникло позднее, поэтому мы о нем не говорим.
Хотя Вы в чем-то правы. Новгородские женщинам жилось получше, у них в основном существовал брак с "приведением невесты", т.е. с приданным. А это уже ее имущество. Но Новгород всегда был "страной в стране". полагаю что проблема детей успешно решалась с помощью пленниц-наложниц. :ab:
слушайте а что - мужикам при крепостном праве хорошо жилсь?
Хм... мужское самолюбие? :ad:
нефтг было вообще этих рюриковичей приводить на нашу землю
вместо того чтоб обьединить русь они грызлись между собой - та же картина была и в нормандии.
перед монголами выстоять не смогли - значит хреновые были правители.
7 признаков, по которым на Руси отличали девицу от мужней жены
http://www.izuminki.com/images/7-priznakov-po-kotorym-na-rusi-otlichali-devicu-ot-muzhnej-zheny/8.jpg
Как можно было легко и быстро понять статус незнакомой девушки во времена, когда общение противоположных полов было строго регламентировано.
http://www.izuminki.com/images/7-priznakov-po-kotorym-na-rusi-otlichali-devicu-ot-muzhnej-zheny/1.jpg
Головной убор на Руси был не только защитой от солнца, холода и всего остального, но и служил индикатором статуса. Незамужние девицы могли ходить с непокрытой головой или же с головным убором, оставлявшим открытой макушку (порой, даже в церкви). Поскольку всё у девушки было скрыто многослойной одеждой, открытая «макушка» была призвана подчеркнуть её красоту, на радость добрым молодцам.
После того как девица выходила замуж, голову покрывали женским убором. В X-XI веке убор замужней женщины назывался «повойником», напоминал головное полотенце. В XV-XVI вв. женщины стали носить «убрус» — вышитое белое или красное полотно, концы которого богато украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и спину.
http://www.izuminki.com/images/7-priznakov-po-kotorym-na-rusi-otlichali-devicu-ot-muzhnej-zheny/2.jpg
Венцы на Руси носили исключительно девушки, поэтому венец — символ девичества. Венец представлял из себя обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями). Иногда венец мог иметь три или четыре зубца и съёмную переднюю часть, которая называлась очельем. Выходя замуж, девица прощалась со своим венцом или его похищал жених. Само слово «венец» происходит от русского «венить», то есть «заниматься жатвой». Жатва — вечная забота хлеборобов, а потому брачащийся получал помощницу «на вено» («на жатву»), за что и должен был заплатить родителям выкуп, так как они своей помощницы лишались. Отсюда же и участие венка в обряде венчания.
http://www.izuminki.com/images/7-priznakov-po-kotorym-na-rusi-otlichali-devicu-ot-muzhnej-zheny/3.jpg
На Руси была традиция, связанная с ношением серёжек: у девиц и замужних они отличались по форме и размеру. Первые серьги дочь получала от отца в подарок в пять лет, эти серьги женщины хранили всю жизнь. Незамужние носили вытянутые серьги простой формы, практически без декора. Серьги замужней женщины были дороже, сложнее, богаче – по статусу.
http://www.izuminki.com/images/7-priznakov-po-kotorym-na-rusi-otlichali-devicu-ot-muzhnej-zheny/4.jpg
Как только девочка на Руси достигала определённого возраста, она начинала носить строго опредёленную причёску — косу, сплетённую обычно из трёх прядей. Первая коса – новая взрослая жизнь. Вместе с косой полагалась другая, не детская, а женская одежда. Коса – девичья краса, считалась главным внешним достоинством девицы. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Те, у кого не получалось отрастить толстую косу, прибегали к гнусному обману — вплетали в свои косы волосы из конских хвостов. Если девушка носила одну косу – означало, что она в «активном поиске». Если в косе у девицы появлялась лента, то статус девицы означал – «на выданье». Как только у неё появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от её середины.
Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и её семья уже определились с кандидатом в мужья.
В торжественных случаях девушки на выданье носили волосы распущенными. К причастию в церковь, на праздник, под венец девушка шла «космачом». В таких случаях в богатых семьях приветствовалась завивка волос.
Перед свадьбой подруги с плачем расплетали невесте волосы, и она прощалась с привычной причёской как с символом беззаботного девичества. По вступлении в замужество девушке заплетали две косы, которые потом укладывали вокруг головы, как корону, — намек на её новый, более высокий семейный статус. Покрытая голова – документ о замужестве. Теперь никто, кроме мужа, не мог видеть её волосы и снять с неё головной убор.
Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для неё выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж.
Старые девы не имели права на ношение одежды замужних женщин. Они плели косу как девушки, покрывали голову платком. Им запрещалось надевать кокошник, сороку, повойник, носить понёву. Ходить они могли лишь в белой рубахе, тёмном сарафане, нагруднике.
http://www.izuminki.com/images/7-priznakov-po-kotorym-na-rusi-otlichali-devicu-ot-muzhnej-zheny/5.jpg
Орнамент на одежде многое мог рассказать о его владельце. Так, например, в Вологодской области, дерево изображалось на рубашках беременных женщин. Курицу вышивали на одежде замужних, белых лебедей — у незамужних девушек. Сарафан синего цвета носили незамужние девушки, готовящиеся к свадьбе или старушки. А вот, например, красный сарафан надевали те, кто только что вышел замуж. Чем больше времени прошло после свадьбы, тем меньше красного цвета женщина использовала в своей одежде. Что значила рогатая лягушка на рисунке передника? Рога — это символ плодовитости, подтверждение того, что эта девушка может родить. А лягушка — это символ роженицы, в состояние которой стремилась попасть каждая уважающая себя девушка того времени. Так что, рогатая лягушка указывала, что перед тобой девушка, желающая первенца.
http://www.izuminki.com/images/7-priznakov-po-kotorym-na-rusi-otlichali-devicu-ot-muzhnej-zheny/6.jpg
Основой женского костюма являлась рубаха. От мужской она отличалась только длиной — до ступней. Но в одной рубахе ходить считалось неприлично – поверх неё надевали более плотные одежды. Незамужние девицы носили запону — холщёвый прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам и имевший на сгибе отверстие для головы. Запона по бокам не сшивалась, была короче рубахи и надевалась поверх неё. Запону всегда подпоясывали.
Замужние женщины носили поверх рубахи панёву (или поньку) — юбку, не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закреплённую вокруг талии шнуром — гашником. Куда лучше спрятать? – за гашник! — это с тех пор ещё повелось. Впервые поньку надевали в день венчания или сразу после. Девушка символично прыгала с лавки в панёву — это символизировало ее согласие на брак. Завязывали на ней панёву родители, или брат. Если девушка не выходила замуж, она всю жизнь ходила в запоне, панёву надеть не могла.
http://www.izuminki.com/images/7-priznakov-po-kotorym-na-rusi-otlichali-devicu-ot-muzhnej-zheny/7.jpg
Если была возможность приблизиться к женщине настолько близко, чтобы рассмотреть, есть ли у неё кольцо на пальце — то пользовались и этим проверенным способом. У православных обручальное кольцо надевали на безымянный палец правой руки. Оно было гладкое и простое.
Источник: (http://www.izuminki.com/2012/08/05/7-priznakov-po-kotorym-na-rusi-otlichali-devicu-ot-muzhnej-zheny/)
vBulletin® v3.8.7, Copyright ©2000-2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot